...В Венецию,конечно,надо "вплывать"с моря.Только тогда она откроется путешественнику во всём своём вянущем великолепии.Её явление напоминает какой-то медленный завораживающий стриптиз...Корабль глушит двигатели и на малом ходу входит в венецианскую лагуну.Никакого знакомого по тысячам книг и открыток города нет и в помине-каменные волнорезы,насыпи,сваи,строгие силуэты портовых кранов.Постепенно появляются первые дома,набережные.Всё мило,но простенько.Затем взгляд притягивают купола соборов,мраморные фасады церквей и палаццо.Ещё минута-и все лохмотья сброшены!Корабль входит в широкий канал и от открывшейся невероятной панорамы перехватывает дыхание.-"Венеция,вива Венеция!"- кричат столпившиеся на открытой верхней палубе итальянцы и хорваты,русские и немцы.По огромной дуге,на островах,больших и малых,расположились сплошной полосой сотни старинных прекрасных зданий.Ты будто попадаешь внутрь огромной диарамы,и чем дальше продвигаешься к сердцу города-площади Сан-Марко,тем сильнее нарастает чувство какого-то детского восторга от этой неземной красоты и мощи.Венеция всасывает в себя,как огромная воронка-неотвратимо,неизбежно-показывает главные свои красоты и выбрасывет измученного от созерцания зрителя в здание невзрачного морского вокзала...Город стар,очень стар.Мрамор изъеден ветром и солнцем,сваи подточены временем.Штукатурка на иных домах осыпается.Много зданий на реставрации...Но не это главное.Вернее-это совсем не важно.Ступив на Венецианские мостовые и набережные,побродив по чудесным узким улочкам и на удивление большим площадям,посидев в каком-нибудь уютнейшем ресторанчике(чем дальше от набережной-тем дешевле)проникаешься весёлым и мудрым духом этого города.Прав Ходасевич:"Интриги бирж,потуги наций,Лавина движется вперёд.А всё под сводом прокураций Дух беззаботности живёт...".И не надо никакого карнавала-тут и так всегда карнавал.И одновременно-всё всерьёз,взаправду.Будто пришёл в любимый театр-актёры идут по своим делам,смешиваются в фойе со зрителями...А потом идут на сцену-играть,лицедействовать.Вот и в Венеции сцена сливается со зрительным залом,и непонятно:я актёр или зритель?А может быть,и то,и другое?...Идёшь по неприметной улочке,входишь в открытую боковую дверцу-и громада огромного зала обрушивается на тебя всей своей барочной избыточностью.Фрески Тьеполо и Белотти построены по законам театральных декораций.Мадонна со святыми рвётся в голубое небо купола,отталкиваясь от упругих клочковатых белых облаков.Действие христианских сюжетов разворачивается на венецианских улицах и площадях,среди пёстрой и нарядной толпы.Блаженные,мученики,грешники,святые попадают в этот водоворот,сами становясь наблюдателями и участниками вечного карнавала жизни.Если бы Феллини родился на пять веков раньше,он мог бы стать Веронезе...Глядя в Венецианской Академии на огромные картины Беллини или Карпаччо,ты понимаешь,что город за пять веков практически не изменился.Тот же Гранд канал,тот же дворец дожей.Разве что появились корабли,моторные лодки,автомобили и прочие прелести цивилизации...Да шумная толпа сменила наряды.А так-всё,как в 16веке.По крайней мере-внешне...Съездив в Венецию,я понял что-то очень для себя очень важное и хорошее.Пока не знаю,что.Но Бродского,считавшего Венецию прекраснейшим местом на земле-понимаю.Счастлив,что побывал там.Очень рад,что не был там раньше.Всё,наверное, должно быть вовремя...(Венеция-Поречь,11-12августа)